galina_rm (galina_rm) wrote,
galina_rm
galina_rm

Category:

Про кино и "Гимн самоубийц".

Посмотрела фильм "Мрачное воскресенье" по наводке Светы.
Мне понравился. Фильм в начале вызывает неоднозначные чувства: два молодых человека любят одну девушку, а она их обоих, такая любовь на троих.

Но чем дальше я его смотрела, тем больше понимала и весь трагизм их отношений, и невозможность жить друг без друга.
А потом приходит Вторая мировая война, оба друга - евреи и не трудно догадаться, чем все могло для них закончиться.
Как пишет Света о фильме, он не совсем соответствует реальности, поэтому я решила поискать настоящую историю о композиторе и его мелодии. Кому интересна информация, взятая полностью без купюр из интернета, добро пожаловать под кат.

"Гимн Самоубийц" - так люди называли песню "Szomorú vasárnap"(венгр. - "Мрачное Воскресенье") в конце тридцатых. Песня эта была известна во в всём мире, никакое другое музыкальное произведение не могло сравниться с ней по популярности. Её исполняли почти в каждой стране, опубликовали и записывали на более, чем ста языках.

По легенде, сопровождающей песню, "Мрачное Воскресенье" обладает странным, магическим эффектом. Предположительно, слушающие её впадают в депрессию и кончают самоубийством. Невозможно сказать, какова в этом доля правды или это просто коммерческий трюк. Однако, невозможно отрицать и то, что на родине песни - в Венгрии, по информации полицейских протоколов, десятки людей покончили с собой под звуки этой песни, или же держа её текст в руках. "Эпидемия" подобных самоубийств распространилась по всему миру!

Когда песня родилась в Венгрии (по одним источникам в 1933-ем, по другим - в 1935-м) мир был охвачен "Великой Депрессией". Этот факт учитывается теми, кто пытается анализировать причины самоубийственного эффекта песни. Короткая, монотонная мелодия выражает что-то очень важное при помощи простой гармонии в до-миноре. Хотя, у всякого времени есть своя "chanson'macabre".

Зигмунд Фрейд считал эту песню материализацией своей собственной теории: "Sonntagsneurose".(Воскресный невроз?)

В USA Клубы "Мрачного Воскресенья" вырастали как грибы. В Вашингтоне, сенатор Стивен Карл предложил запретить песню. В Париже, в Музее Восковых Фигур, была выставлена фигура композитора. Коко Шанель под влиянием песни создала предельно чёрный "костюм смерти". На одной из выставок внимание привлекало пианино "Мрачное Воскресенье" в форме черепа...

Режё Шереша, написавшего "Мрачное Воскресенье", в Будапеште называли "насвистывающий музыкант". Он никогда не учился музыке, не умел читать ноты и играл в ресторанчике двумя пальцами. Он выбросился из окна своей квартиры в возрасте шестидесяти девяти лет в январе 68-го. Он всю жизнь боялся высоты. Он боялся путешествовать, никогда не покидал Будапешта, за исключением путешествия в концлагерь, где ему удалось выжить, в отличие от своей матери и большинства из 800 тыс. венгерских евреев.

"Мрачное Воскресенье" Режё Шереш написал, когда его друг, писатель László Jávor (Ласло Явор), расстался со своей подругой и попросил написать музыку на его венгерский текст.

Режё был маленьким человечком, но с большим чувством юмора. Его едва было видно из-за коричневого пианино в ресторане Kispipa Vendéglő ("Маленькая Дудка"). Он проводил там всю свою жизнь, приветствуя посетителей своей счастливой, а иногда горькой улыбкой. Если приходил кто-то из знакомых, он не переставая играть, приветствовал вращая золотoe колeчко-обруч на кротенком пальце левой руки - невинный трюк, попытка скрыть, что он играл только правой рукой. На пюпитре стояли ноты, но это было только для вида. Если приходил какой-нибудь известный музыкант, Режё делал вид, что играет двумя руками.

Жизнь Шереша была парадоксальной. Он зарабатывал на жизнь игрой на фортепиано, но не умел играть "правильно". Его наружность была малопривлекательна, однако его женой была одна из самых красивых женщин Будапешта. Хелен была выше его на две головы, кроме того католичка. Она бросила своего богатого мужа, офицера венгерской армии, ради Режё.
Шереш был беден всю жизнь, но после него осталось несколько миллионов в Нью Йоркском Irving Trust Bank - поступления за "Мрачное Воскресенье" которые он так и не собрался получить.
Музыка Шереша была знаменита на весь мир, но люди, жившие в Будапеште, не знали, что написал её Режё. Он написал много замечательных мелодий и песен, а люди считают их "народными". Знатоки утверждают, что многие мелодии лучше "Мрачного Воскресенья", но они так и не пересекли границ Венгрии, их не слышали в других странах.

Шереш не мог петь. У него был хриплый голос. Свои песни он проговаривал речитативом. Однако ему удавалось создавать удивительную атмосферу, исчезнувшую в Kispipa Vendéglő, когда Шереша не стало.

Несколько слов об этом ресторанчике. В каждом городе есть свой Сохо. В Будапеште - это седьмой дистрикт, где ресторанчик был и есть сейчас между обветшалыми зданиями в стиле Арт-Нуво, в районе, где было гетто во время фашизма.

Так же, как жизнь Режё, история Kispipa Vendéglő полна парадоксов. Это было место встречи и бедных людей и людей среднего класса, рабочих, пьяных таксистов и дешёвых проституток. Старая коричневая печка посреди зала, но близко к входным дверям, в ресторане было порой так холодно, что посетители не снимали пальто. Вечером приходили несколько популярных актёров и музыкантов. Довольно часто у входа парковались автомобили, настолько элегантные, что дети, игравшие на улице собирались в кучу и не могли отвести глаз от них. Богатые туристы и знаменитые деятели, приезжавшие в Венгрию, обязательно посещали Kispipa Vendéglő, чтобы послушать "Мрачное Воскресенье" в оригинальном исполнении.

У Шереша была Книга Посетителей в красной вельветовой обложке, которую после смерти Режё, обиженный чем-то наследник, выбросил вместе с другими личными вещами композитора. Не будет преувеличением, если сказать, что эта Книга Посетителей была чем-то вроде Кто Есть Кто в двадцатом веке!
Там были такие имена, как Артур Рубенштейн, Иегуди Менухин, Артуро Тосканини, Лучиано Висконти, Спенсер Трэйси, Уоллес Биири, Соня Хенни, Никита Хрущёв, Джон Стейнбек, Принц Уэльский, Луис Армстронг, Рэй Чарлз, Фарах Диба и шах Реза Пехлеви, Пол Робсон, Сайрус Итон, Бенджамин Гигли, Конрад Вейдт, Джордж Цукор и многие другие.

Отто Клемперер, дирижировавший в серии концертов и опер в Будапеште в 1947-1950, коротко и точно записал в книге: "Er ist kein Musiker - er ist nur em Genie." (он не музыкант, он просто гений).

Популярность "Мрачного Воскресенья" остаётся на высоком уровне. Поищите "Gloomy Sunday" в Youtube и найдёте разные варианты. В Америке песня стала особенно популярной в исполнении Билли Холидэй. Однако, для смягчения пессимистического тона был добавлен дополнительный куплет - попытка превратить действие в сон.
К столетию композитора в Германии сняли замечательный художественный фильм, который так и называется "Мрачное Воскресенье" -История там вымышленная (от всей истории осталось только имя друга Шереша - Ласло), но музыка настоящая.
Информация с сайта http://earth-chronicles.ru
А вы слышали об этой песне? Смотрели фильм? А есть еще что-нибудь подобное? Песня, мелодия, которая послужила мотивом для фильма или какой-то легенды?
Tags: про кино
Subscribe
promo galina_rm february 16, 2016 11:33 55
Buy for 50 tokens
С некоторых пор мне на глаза стали попадаться всякие фразы о превосходстве хаоса и бардака над порядком и организованностью! "Это закон физики. Суровая правда жизни в том, что сама Вселенная - это хаос. Как вы можете навести порядок дома или в своей жизни, если это противоречит природе…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments